Окормление болящих отцом Сергием · Православные больничные приходы в Кургане

Окормление болящих отцом Сергием

Во всем мире работают больницы — большие и маленькие. Они призваны обслуживать больных. А ведь так было не всегда! Врачи — да, они были, а больницы — нет. Ни в древности, у язычников, ни у римлян. Когда же появились больницы? Мало кто знает, что больницы — это изобретение Церкви. И можно с уверенностью сказать, что это изобретение Церкви есть воплощение христианской любви к человеку. Церковь, видя нужды людей и их страдания, не могла оставаться безучастной. Любовь всегда найдет способ послужить ближнему. В середине IV века разразился голод. Святой Василий тогда был уже священником. Он тут же оперативно создает общественные бесплатные столовые и лечебницы для пострадавших от голода. Именно тогда, страшной зимой 367 года, отец Василий понял, что нужно создавать свое дело — учреждение, которое будет служить страждущим. Этот сильный человек мог терпеливо сносить свои немощи, но не мог видеть страдания других. В 372 году наконец был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Святитель убедил богатых вложить свои средства в это дело, убедил и бедных участвовать в воплощении его идеи. В центре больничного комплекса стоял великолепный храм, а вокруг — здания, пансионы-гостиницы, школы, дома для сирот, дома для неимущих и собственно больница. Такого еще не было нигде! Святой Василий лично руководил работами, давал советы строителям и сам работал. Когда строительство этого великолепного города, где главным была любовь к человеку, завершилось, Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы.

Больница — это место, где служение становится постоянной рутинной деятельностью, пропитанной страданием больных, их ожесточением на жизнь, неверием, агрессивностью ко всему церковному, хулой на Бога, с одной стороны, и глубокой преданностью Его воле, сверхъестественным перерождением души, искуплением грехов — с другой. В приходскую церковь люди часто приходят со своей нуждой и горем, в больнице это происходит гораздо реже, чаще священник и его помощники предлагают больным помощь Церкви, но встречаются с отказом. Пастырю в больнице надо иметь большое смирение, так как ему постоянно будут говорить неприятные вещи либо персонал, либо больные; терпение, которое превозмогало бы невежество, лень и нежелание спасения своей души больными, превозмогало бы раздражение в ответ на упорство и даже противоборство малейшему улучшению (усилению) духовной обстановки в больнице.

Терпение и еще раз терпение необходимо пастырю при окормлении больных, так как по причине своих заболеваний они часто переспрашивают, задают одни и те же вопросы или проявляют бездну невежества и суеверий, накопленных за время всей жизни, и болезни; проявляют свою приверженность к оккультизму. Болезнь толкает не воцерковленного человека на множество тяжелейших ошибок. Отпускать грехи и врачевать души таких пациентов священнику бывает особенно тяжело. Поэтому вместо раздражения и заслуженного укора он должен постоянно испрашивать у Господа терпения и сострадания к физически и духовно больным людям

Болезнь, каким бы прискорбным ни было это событие, я склонен на своем опыте воспринимать некоей остановкой, передышкой от рабочих и домашних обязанностей, временем подумать над всей жизнью, переоценить приоритеты, переосмыслить себя самого. Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Часто, не имея достаточного духовного опыта, он бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию, иногда обвиняя Самого Бога. — За что мне цирроз печени?! — восклицает человек, употреблявший алкоголь не всегда в дозах, рекомендованных святителем Иоанном Златоустом. — Почему Господь так меня наказал?

— А откуда у меня гастрит, нервное истощение и сахарный диабет? — спрашивает другой у священника, которого в данный момент рассматривает как адвоката Божия. И тут при беседе выясняется, что не Христос первого уговаривал злоупотреблять вином; и не Он настаивал на нарушении режима питания вторым и его несмирении перед начальством. Отсутствует в Нагорной проповеди и заповедь об отстаивании личных амбиций перед ближними.

Вот когда больному нужна особая благодатная помощь, ведь именно она может привести человека к вере и примирить его с Богом. И дело священника и его помощниц — сестер милосердия — оказать именно такую помощь.

В духовной поддержке нуждаются не только больные и их родственники, но и врачи и весь медперсонал больниц, ведь они принимают на себя ответственность за физическое оздоровление больных. Но невозможно помочь излечиться человеку физически без духовного оздоровления. Важнейшую задачу священнику и сестрам милосердия в работе с врачами нужно видеть в том, чтобы изменить сознание медиков, по-другому расставить их приоритеты.

Многие из врачей и медработников разного уровня проявляют себя как настоящие христиане, регулярно посещая храмы, принимая церковные Таинства, соблюдая посты, стараясь не нарушать Божиих заповедей, в молитвах прося у Бога прощения за себя, своих близких и друзей.

Служение священника в больничном храме отличается от служения обычного приходского батюшки. В таком храме всё ориентировано на больных и пациентов больниц, в них практически не бывает постоянных прихожан. Люди попадают сюда лишь на короткий промежуток времени, а потом уходят. Подавляющее большинство обратившихся к Церкви за духовной помощью никогда раньше не исповедовались и не имеют никаких представлений о духовной жизни. Всех их придется учить с нуля. Всё в храме совершается для них: их встречает сестра-катехизатор, ради них служится Литургия, ради них совершается необычайно долгая исповедь. Забудьте навсегда соборную практику исповедовать 200 человек за полтора часа!

Лайкнуть
Класснуть