Прощёное воскресенье. Широкая масленица · Православные больничные приходы в Кургане

Прощёное воскресенье. Широкая масленица

Прощёное воскресенье — древнейшая церковная традиция, которой положил начало сам Христос своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14−15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом…

Как здорово, что это воскресенье!
Что можно всё осмыслить не спеша.
Даруя безвозмездное прощенье,
Так радуется грешная душа!
Друзей, родных, знакомых — всех прощайте
И в сердце долго не держите зла,
Злой памятью себя не разрушайте
Запомнив только добрые дела!
У всех, кто рядом, попросив прощенья,
Мы начинаем отношенья вновь.
Прекрасным днём, Прощённым воскресеньем.
Дарована нам к ближнему любовь!

10 марта, Прощёное воскресенье, в Кургане отметили торжественными богослужениями и православным детским праздником «Широкая масленица». В воскресный день Владыка митрополит в сослужении соборного духовенства совершил Божественную Литургию. Затем он обратился к прихожанам с архипастырским словом. По окончании богослужения в час дня у Богоявленского собора г. Кургана был организован православный детский праздник «Широкая масленица». В зауральской столице такие гуляния Курганская епархия проводит уже четвертый год. Праздник, на который собрались сотни зауральцев, открыл правящий архипастырь. Владыка поздравил всех и напомнил о времени нашей духовной весны, как о духовном обновлении во время Великого Поста. Гости праздника «Широкая масленица», как дети, так и взрослые, оценили душистый чай из огромного старинного самовара и с любовью приготовленные православными хозяюшками блины. Над организацией праздника потрудились все приходы города Кургана, настоятели всех храмов Центрального благочиния и активные прихожане внесли свою лепту, благодаря этому каждый ребёнок, принявший участие в празднике, получил свой подарок. Среди них и прихожане Храма Луки Войно-Ясенецкого при госпитале ветеранов войн. Иерей Сергий (Перминов) с православным педагогом Кузьминой Татьяной Юрьевной организовали спортивное состязание «Метание валенок. Кто дальше?». Валенок — снаряд очень непослушный, обладающий необычной аэродинамикой. В полете ведет он себя очень непредсказуемо. Ребята смогли оценить свои умения и сравнить их с мастерством других. Впереди следующее испытание — «Метание блинчиков». Просто вдаль метать легко и весело. Но задание усложняется — надо попасть в коробку. Нужно понять как скоординировать движение рук и ног, чтобы получить достойный результат. Оказывается, приложив усилие и смекалку, можно справиться и с этим заданием. И объединила всех игра «Горячий блинчик». Этот самый «горячий блинчик» передавали по кругу со стихами, у кого «блинчик» оставался в руках по окончании слов, выходил в центр и показывал забавное движение для всех.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица — наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики — местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье.

Масленица — исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся — Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост — христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так.

Христианство — религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

— Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

Вечером в Прощеное воскресенье митрополит Курганский и Белозерский Иосиф совершил Великую вечерню и чин прощения в кафедральном Александро-Невском соборе Кургана.

На богослужении присутствовало духовенство из разных приходов. Храм был до отказа заполнен молящимися. Первую, просительную, ектению, которую поют уже постовым распевом, как положено по уставу, произнес не диакон, а священник.

В конце Великой вечерни молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами произнес перед Царскими вратами сам Владыка, облаченный в черную архиерейскую мантию. Архипастырь прочитал две особые молитвы, в которых испрашивается помощь Божия на предстоящие дни Великого поста. Каждый из присутствовавших в храме подошел к архиерею, взаимно испрашивая прощение, и получил святительское благословение.

Владыка Иосиф обратился к молящимся со словом, в котором напомнил о смысле христианского подвига и его необходимости в дни Великого поста, как времени покаяния и исправления греховной жизни, указал на необходимость духовного обновления и работы над собой и призвал к первому шагу на этом пути — взаимному прощению друг друга. Владыка сам испросил у всех прощение и сделал духовенству и всем прихожанам земной поклон.

Православные христиане вступили в спасительное поприще Великого поста.

Использовались материалы сайтов:
Православный журнал «Фома»
Курганская епархия РПЦ
Красивые стихи о Прощённом воскресении

Лайкнуть
Класснуть